Наставничество
31.07.2025
Наставничество в ДОУ — это форма работы, при которой опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту (наставляемому) в профессиональном становлении.
Цели и задачи
Цель наставничества в ДОУ — помощь молодым специалистам в их профессиональном развитии, закрепление педагогических кадров в учреждении.
Задачи наставничества:
- привить интерес к педагогической деятельности;
- ускорить профессиональное становление наставляемого, развить его способность самостоятельно и качественно выполнять обязанности;
- способствовать адаптации к корпоративной культуре, усвоению традиций коллектива;
- оказать методическую помощь в повышении уровня организации образовательной деятельности.
Этапы реализации
Наставничество в ДОУ обычно включает три этапа:
- Адаптационный. Наставник проводит диагностику знаний и умений молодого специалиста, помогает ему разобраться в годовом плане учреждения.
- Основной. Наставник разрабатывает и реализует план наставничества, предоставляет наставляемому материалы для самосовершенствования. Используются различные формы взаимодействия: консультации, индивидуальные беседы, взаимопосещение режимных моментов, посещение открытых мероприятий.
- Контрольно-оценочный. Наставник анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочёты, ставит задачи по их устранению. Проверяется готовность наставляемого к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.
Права и обязанности участников
В ДОУ обычно разрабатывается положение о наставничестве, в котором определяются права и обязанности наставника и наставляемого. Например, наставник имеет право привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества, выбирать формы и методы контроля его деятельности. Наставляемый обязан выполнять задания, определённые в индивидуальном плане развития, в установленные сроки, сообщать наставнику о трудностях.
Примеры из практики
Некоторые формы наставничества, которые могут использоваться в ДОУ:
- Посещение открытых занятий. Молодой педагог видит работу опытного коллеги и получает рекомендации.
- Мастер-классы. Опытные педагоги делятся своими лучшими практиками, демонстрируют авторские методики.
- Метод «теневого наставничества». Молодой специалист в течение определённого времени «сопровождает» опытного педагога, наблюдает за его работой, участвует в подготовке к занятиям.